- Атомная энергетика
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
- Применение ядерной энергии
- Для полетов в космос
- В промышленности
- В сельском хозяйстве
- Ядерная медицина
- На транспорте
- В военной сфере
- Плюсы и минусы использования ядерной энергии
- Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»
- Законодательство РФ в области использования атомной энергии
- Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии
- Объекты применения закона
- Виды деятельности в области использования атомной энергии
- Права собственности
- Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
- Проблемы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии
- Безопасность как приоритетная цель лицензирования
- Объекты использования атомной энергии и лицензируемые виды деятельности
- Коды в лицензиях
- Категория объекта АЭ: ЯУ
- Категория объекта АЭ: РИ
- Категория объекта АЭ: ПХ
- Условия действия лицензии
- Оказание услуг эксплуатирующим организациям
- Возможное влияние использования ядерной энергии на качество жизнедеятельности
- В качестве заключения
Атомная энергетика
Во второй половине сороковых годов ХХ века советские ученые приступили к разработке первых проектов мирного использования атома. Основное внимание в этих разработках уделялось электроэнергетике.
А в 1954 году в СССР была построена первая в мире атомная электростанция. Впоследствии программы быстрого роста ядерной энергетики начали разрабатываться в США, Великобритании, Германии и Франции. Но большинству из них это не понравилось. Как выяснилось, АЭС не смогла составить конкуренцию станциям, работающим на угле, газе и мазуте.
Но после начала глобального энергетического кризиса и роста цен на нефть спрос на атомную энергию вырос. В 70-х годах прошлого века специалисты считали, что мощность всех атомных станций может заменить половину электростанций.
В середине 1980-х годов рост ядерной энергетики снова замедлился, страны начали пересматривать планы строительства новых атомных электростанций. Этому способствовали как политика энергосбережения и падение цен на нефть, так и катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая имела негативные последствия не только для Украины.
Впоследствии некоторые страны вообще прекратили строительство и эксплуатацию атомных электростанций.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
МАГАТЭ было создано в 1957 году с целью развития сотрудничества между странами в области мирного использования атомной энергии. С самого начала агентство реализовало программу ядерной безопасности и защиты окружающей среды».
Но самая важная функция — контролировать деятельность стран в ядерной сфере. Организация следит за тем, чтобы ядерная энергия развивалась и использовалась только в мирных целях.
Целью этой программы является обеспечение безопасного использования ядерной энергии, защита человека и окружающей среды от воздействия радиации. Агентство также изучило последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
Агентство также поддерживает изучение, развитие и применение ядерной энергии в мирных целях и действует как посредник в обмене услугами и материалами между членами агентства.
МАГАТЭ совместно с ООН определяет и устанавливает стандарты безопасности и гигиены труда.
Применение ядерной энергии
Повсеместное использование ядерной энергии началось благодаря научно-техническому прогрессу не только в военной области, но и в мирных целях. Сегодня без него невозможно обойтись в промышленности, энергетике и медицине.
В то же время использование ядерной энергии имеет не только преимущества, но и недостатки. Прежде всего, это опасность радиации как для человека, так и для окружающей среды.
Использование ядерной энергии развивается по двум направлениям: использование в энергетике и использование радиоактивных изотопов.
Изначально атомная энергия должна была использоваться только в военных целях, и все разработки пошли в этом направлении.
Для полетов в космос
В космос полетели более трех десятков ядерных реакторов, они использовались для выработки энергии.
Впервые в 1965 году американцы использовали ядерный реактор в космосе. В качестве топлива использовался уран-235. Он проработал 43 дня.
В Советском Союзе реактор Ромашка был запущен в Институте атомной энергии. Его предполагалось использовать на космических кораблях вместе с плазменными двигателями. Но после всех испытаний его так и не запустили в космос.
Последующая ядерная установка «Бук» использовалась на спутнике радиолокационной разведки. Первый аппарат был запущен в 1970 году с космодрома Байконур.
Сегодня Роскосмос и Росатом предлагают спроектировать космический корабль, который будет оснащен ядерным ракетным двигателем и сможет долететь до Луны и Марса. Но пока все это в стадии предложения.
В промышленности
Атомная энергия используется для повышения чувствительности химических анализов и для производства аммиака, водорода и других химикатов, используемых для производства удобрений.
Атомная энергия, использование которой в химической промышленности позволяет получать новые химические элементы, помогает воссоздать процессы, происходящие в земной коре.
Ядерная энергия также используется для опреснения соленой воды. Применение в черной металлургии позволяет извлекать железо из железной руды. В цвете он используется для производства алюминия.
В сельском хозяйстве
Использование ядерной энергии в сельском хозяйстве решает проблемы селекции и помогает в борьбе с паразитами.
Ядерная энергия используется для создания мутаций в семенах. Это делается для получения новых сортов, приносящих больший урожай и устойчивых к болезням сельскохозяйственных культур. Таким образом, более половины пшеницы, выращиваемой в Италии для производства макаронных изделий, получено в результате мутаций.
Кроме того, с помощью радиоизотопов определяются лучшие способы оплодотворения. Например, с их помощью было определено, что при выращивании риса можно уменьшить внесение азотных удобрений. Это не только сэкономило деньги, но и спасло окружающую среду.
Несколько странное использование ядерной энергии — облучение личинок насекомых. Это сделано для того, чтобы убрать их безвредно для окружающей среды. В этом случае у насекомых, вышедших из облученных личинок, потомства нет, но в остальном они вполне нормальные.
Ядерная медицина
Медицина использует радиоактивные изотопы для постановки точного диагноза. Медицинские изотопы имеют короткий период полураспада и не представляют особой опасности для окружающих или пациента.
Другое применение ядерной энергии в медицине было обнаружено совсем недавно. Это сканирование с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Это может помочь обнаружить рак на ранних стадиях.
На транспорте
В начале 50-х годов прошлого века были предприняты попытки создать ядерный танк. Разработка началась в США, но проект так и не был реализован. В основном из-за того, что эти танки не могли решить проблему экранирования экипажа.
Знаменитая компания Ford работала над автомобилем с ядерным двигателем. Но дальше прототипа производство такой машины не пошло.
Дело в том, что АЭС занимала много места, а машина получилась очень большой. Компактных реакторов так и не появилось, поэтому амбициозный проект отменили.
Наверное, самый известный транспорт, работающий на атомной энергии, — это различные корабли, как военные, так и гражданские:
- атомные ледоколы;
- транспортные суда;
- авианосец;
- подводные лодки;
- крейсеры;
- атомные подводные лодки.
В военной сфере
Большое количество высокоактивных материалов используется для производства ядерного оружия. По оценкам экспертов, ядерные боеголовки содержат несколько тонн плутония.
Ядерное оружие классифицируется как оружие массового уничтожения, поскольку оно вызывает разрушения на больших территориях.
По дальности и мощности заряда ядерное оружие делится на:
- тактический;
- оперативно-тактический;
- стратегический.
Ядерные боеприпасы делятся на атомные и водородные. Ядерное оружие основано на неконтролируемых цепных реакциях деления тяжелых ядер и реакциях термоядерного синтеза. Для цепной реакции используется уран или плутоний.
Хранение такого большого количества опасных материалов представляет собой большую угрозу для человечества. А использование ядерной энергии в военных целях может привести к ужасным последствиям.
Впервые ядерное оружие было применено в 1945 году для нападения на японские города Хиросима и Нагасаки. Последствия этого нападения были катастрофическими. Как вы знаете, это было первое и последнее использование ядерной энергии в войне.
Плюсы и минусы использования ядерной энергии
Сегодня доля атомной энергии в мировом производстве энергии составляет около 17%. Хотя человечество использует ископаемое топливо, его запасы не безграничны.
Поэтому ядерное топливо используется как альтернатива. Но процесс его получения и использования связан с большим риском для жизни и окружающей среды.
Конечно, ядерные реакторы постоянно совершенствуются, принимаются все возможные меры безопасности, но иногда этого недостаточно. Один из примеров — аварии на Чернобыльской АЭС и Фукусиме.
С одной стороны, исправно функционирующий реактор не выделяет радиации в окружающую среду, а большое количество вредных веществ попадает в атмосферу с тепловых электростанций.
Наибольшую опасность представляет отработавшее топливо, его переработка и хранение. Потому что на сегодняшний день не изобретен полностью безопасный способ утилизации ядерных отходов.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г., п. 170-ФЗ принят Государственной Думой РФ 20 октября 1995 г.
Этот документ определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту активов при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомная наука и технологии и способствовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
Законодательство РФ в области использования атомной энергии
Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации об использовании атомной энергии атомной энергии в мирных и оборонных целях и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в соответствии с ними.
На отчеты в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Деятельность, связанная с разработкой, производством, испытаниями, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и военных атомных станций, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии
Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:
- обеспечить безопасное использование атомной энергии — защитить людей, население и окружающую среду от радиационных опасностей;
- наличие информации об использовании атомной энергии, если такая информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
- участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее — организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использование атомной энергии;
- возмещение ущерба, причиненного облучением; обеспечить работникам атомных станций социально-экономическую компенсацию за негативное влияние ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; гарантировать социальную защиту граждан, проживающих и (или) работающих на территориях, где расположены данные структуры;
- определение ответственности и функций государственных органов регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии; (Абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
- независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии решений и осуществлении своих полномочий от органов управления атомной энергией, уполномоченного органа управления атомной энергией и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии; (Абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
- соблюдение обязательств и международных гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии. (Абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:
- создание правовой основы государственной системы управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- определение прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и других юридических лиц и граждан.
Объекты применения закона
Объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются: (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ)
- ядерные объекты — объекты и комплексы с ядерными реакторами, включая атомные электростанции, корабли и другие плавсредства, космические и авиационные, другие транспортные и транспортабельные средства; конструкции и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; объекты, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами мирного назначения; прочие установки, комплексы, установки, содержащие ядерные материалы, для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов;
- источники излучения — комплексы, установки, аппаратура, оборудование и изделия, не относящиеся к ядерным установкам, которые содержат радиоактивные вещества или генерируют ионизирующее излучение;
- пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, пункты хранения радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) — стационарные объекты и сооружения, не связанные с ядерными объектами, источниками излучения и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранение или захоронение радиоактивных отходов; (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ)
- тепловыделяющая сборка ядерного реактора — изделие машиностроения, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления управляемой ядерной реакции; (Абзац введен Федеральным законом от 10.07.2001 № 94-ФЗ)
- облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора — облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора и извлеченные из него, содержащие отработавшее ядерное топливо; (Абзац введен Федеральным законом от 10.07.2001 № 94-ФЗ)
- ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизводить делящиеся ядерные вещества (делящиеся;
- радиоактивные вещества — вещества, не связанные с ядерными материалами, излучающие ионизирующее излучение;
- радиоактивные отходы — материалы и вещества, не подлежащие дальнейшему использованию, а также оборудование, продукция (в том числе отработанные источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации. ; (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ)
- ядерное топливо — ядерный материал, предназначенный для получения тепловой энергии и (или) радиационных потоков в ядерной установке за счет осуществления управляемой реакции ядерного деления; (Абзац введен Федеральным законом от 30.03.2016 № 74-ФЗ)
- отработавшее ядерное топливо — ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и впоследствии удаленное из нее. (Абзац введен Федеральным законом от 30.03.2016 № 74-ФЗ)
Отнесение упомянутых в части первой настоящей статьи установок к перечисленным категориям, состав и границы этих установок определяются в соответствии с категорией установки органами, работающими в области использования атомной энергии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона под всем жизненным циклом атомной электростанции в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (в том числе изыскания), проектирование, производство, строительство или строительство (в том числе: монтаж, пуско-наладочные работы), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, демонтаж (закрытие), транспортировка (транспортировка), обращение, хранение, утилизация и утилизация ядерных объектов. (Часть введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
Настоящий федеральный закон не применяется к установкам, которые содержат или используют ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) излучающими ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) ниже значений, установленных федеральными правилами и положениями в области использования атомной энергии, для чего требуется разрешение федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее — органы государственного регулирования безопасности) на использование атомной энергии при осуществлении деятельности с этими сооружений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ)
Виды деятельности в области использования атомной энергии
Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии:
- размещение, проектирование, строительство, эксплуатация и вывод из эксплуатации атомных станций, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, экспертиза безопасности ядерных объектов и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии; (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ)
- разработка, производство, испытания, транспортировка, хранение, утилизация, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;
- обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих такие материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировке и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- обеспечить безопасность использования атомной энергии;
- контроль за обеспечением ядерной, радиоактивной, технической и пожарной безопасности (далее — безопасность) атомных станций, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии;
- научные исследования во всех областях использования атомной энергии;
- физическая защита ядерных объектов, источников излучения, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;
- государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
- обучение специалистов использованию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- осуществление иных видов деятельности в области использования атомной энергии.
Права собственности
Ядерные материалы могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц.
Перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, утверждается Президентом Российской Федерации.
Перечень российских юридических лиц (т.е юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые могут владеть ядерными материалами, утверждается Президентом Российской Федерации.
Российская Федерация признает право собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц на ядерные материалы, ввезенные в Российскую Федерацию или приобретенные в Российской Федерации, и продукты их переработки.
Атомные станции могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
Точки хранения могут находиться в федеральной собственности или принадлежать российским юридическим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Источники излучения, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.
Право собственности на указанные в настоящей статье объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ)
Сделки российских юридических лиц по передаче права собственности на ядерные материалы иностранному государству или иностранному юридическому лицу должны осуществляться в соответствии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Правительство РФ.
Операции по передаче ядерного материала, ядерных объектов в собственность российских юридических лиц, не включенных в списки, предусмотренные частями третьей и пятой настоящей статьи, а также операции по передаче права собственности на ядерный материал иностранному государству или иностранные юридические лица, созданные российскими юридическими лицами с нарушением требований части девятой настоящей статьи, ничтожны.
Управление ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, принадлежащими иностранным государствам, российским юридическим лицам, иностранным юридическим лицам, а также эксплуатация ядерных объектов и хранилищ, находящихся в федеральной собственности, принадлежащих российским юридическим лицам, осуществляется российскими организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Обращение с радиоактивными веществами и эксплуатация источников излучения, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляется организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на право ношения осуществляют работы в области использования атомной энергии либо находятся на учете в порядке и случаях, предусмотренных статьей 361 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
Собственники ядерных объектов, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ осуществляют контроль за их безопасностью и правильным использованием в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На объекты, указанные в настоящей статье, распространяется действие статьи 22 настоящего Федерального закона.
Положения этой статьи, касающиеся ядерных материалов, применяются к радиоактивным отходам, содержащим ядерные материалы. Положения этой статьи, касающиеся радиоактивных веществ, применяются к радиоактивным отходам, не содержащим ядерных материалов.
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
Федеральные нормы и правила (далее — стандарты и правила) в области использования атомной энергии — это нормативные акты, устанавливающие требования по безопасному использованию атомной энергии, в том числе требования безопасности ядерных установок, Требования безопасности деятельности в этой области использования атомной энергии в атомной энергии, включая цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки стандартов и правил в области использования атомной энергии должен предусматривать предварительную публикацию в официальной печати проектов таких стандартов и правил, за исключением стандартов и правил в области использования атомной энергии энергопотребление атомной энергии, составляющих государственную тайну, и возможность их обсуждения.
Эти нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в которых участвует Российская Федерация.
Правила и положения об использовании атомной энергии подлежат опубликованию в официальной печати, за исключением правил и положений об использовании атомной энергии, которые составляют государственную тайну.
После введения в действие настоящих правил и положений они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.
В целях содействия соблюдению требований стандартов и правил в области использования атомной энергии органы государственного регулирования безопасности разрабатывают, утверждают и внедряют правила безопасности при использовании атомной энергии. Руководства по безопасности при использовании атомной энергии содержат рекомендации о том, как соблюдать требования стандартов и правил в области использования атомной энергии, включая методы выполнения работ, процедуры, экспертные оценки и оценки безопасности, а также пояснения и другие рекомендации по соблюдению требований требования безопасности при использовании атомной энергии.
Проблемы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии
Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию, без разрешения (лицензии) не допускается именно в силу ее потенциальной опасности.
Безопасность как приоритетная цель лицензирования
Ядерная и радиоактивная безопасность — основная цель регулирования деятельности в области использования атомной энергии. Аспект безопасности при регулировании экономической деятельности в этом секторе является основным и определяет содержание и структуру правовых норм в этой сфере. Существует достаточно большое количество источников регулирования отношений в этой сфере, которые интегрированы в определенную иерархию и вместе образуют систему нормативных актов в области использования атомной энергии в Российской Федерации.
В отличие от других видов экономической деятельности, которые законодатель счел необходимым регулировать посредством выдачи лицензий, основной целью лицензирования деятельности по использованию атомной энергии является охрана здоровья и жизни людей, а также охрана окружающей среды. Несмотря на то, что Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее Закон) также призван способствовать развитию ядерной науки и технологий, способствовать укреплению международного режима безопасности использование атомной энергии, эти цели второстепенны по сравнению с предыдущими. Регулирование экономического развития атомной отрасли существенно не отличается от регулирования других отраслей, что также подтверждает основную причину разработки Закона как нормативного документа, направленного на снижение возможных рисков для жизни и здоровья человека, а также поскольку вы рискуете нанести ущерб окружающей среде.
Объекты использования атомной энергии и лицензируемые виды деятельности
Объектами применения Закона (объектами использования атомной энергии) являются:
- аЭС;
- источники излучения;
- пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, пункты хранения радиоактивных отходов;
- сборка топлива ядерного реактора;
- облученные тепловыделяющие сборки для ядерных реакторов;
- ядерные материалы;
- радиоактивные вещества;
- радиоактивные отходы.
На первый взгляд, приведенный выше список ядерных установок кажется нелогичным из-за включения в него плохо сопоставимых установок и невозможности установления критериев классификации. По словам автора, законодатель пытался руководствоваться критерием ядерной и радиационной опасности при разделении объектов, но эта логика не была полностью реализована при разработке закона. С этой точки зрения в списке объектов применения Закона я хотел бы нарисовать четкую иерархию, в которой наиболее опасный элемент находился вверху списка, а наименее опасный — замыкал его.
Оставляя в стороне вопрос о совершенстве самой классификации, стоит отметить, что даже существующий перечень объектов не учитывается должным образом при разработке устава и не всегда правильно интерпретируется лицензирующими органами., Терминология, используемая во многих уставах и нормативно-технических документах, не соответствует Закону, что создает значительные трудности при привязке объекта регулирования к перечню Закона.
Станция, на которой или для которой осуществляется деятельность, обязательно включается в лицензию в соответствии с пунктами f) статьи 27 Положения о разрешительной деятельности в области использования атомной энергии. Это положение в значительной степени вызывает расхождение в правоприменительной практике и создает множество проблем в процессе закупок, предметом которого является лицензируемая деятельность.
В рамках регулируемой системы закупок, действующей в государственном органе по атомной энергии «Росатом», участник процедуры закупки должен иметь необходимые лицензии на момент подачи заявки.
Внедрение системы закупок и формирование закупочной практики Государственного агентства по атомной энергии «Росатом» выявило проблему формулирования предмета правоприменения в лицензиях. До того, как дело было вынесено на публичное обсуждение, органы Ростехнадзора России успешно выдавали лицензии, не обращая особого внимания на формулировку предмета заявки, поскольку впоследствии сами контролировали деятельность дилерского центра. Из-за отсутствия споров никто не вник в нюансы особой правоспособности компаний атомной отрасли. Открытие процедур закупок и, как следствие, необходимость закрепления лицензионных требований в документации показали наличие совершенно разных объектов правоприменения в лицензиях участников, выданных различными территориальными органами Ростехнадзора на один и тот же фактический вид деятельности.
В 2013 году Центральным аппаратом Ростехнадзора России и его территориальными органами было выдано более 800 лицензий различным организациям на осуществление деятельности в области использования атомной энергии. Принимая во внимание, что Ростехнадзор является не единственным уполномоченным органом в исследуемой области, и, учитывая дублирование разрешительных и надзорных функций, можно сделать вывод, что объем ошибочных разрешений, выданных государством, значительный, и проблема определения предмета применения закона будет только ухудшаться с расширением участия лицензиатов в закупочных процедурах для компаний государственной организации по атомной энергии «Росатом».
Пункт 4 статьи 26 закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих разрешению в соответствии с настоящим нормативным актом. Формулировка этого правила не идеальна с точки зрения юридической техники, поскольку большой объем текста в абзаце и значительное количество знаков препинания создают разные интерпретации. Однако все виды деятельности, указанные в этой статье, соответствуют объектам, указанным в статье 3 закона, и должны быть отражены в лицензиях. Вопрос о возможности и допустимости разделения и совмещения частей этого списка, возникающий в правоприменительной практике, остается открытым.
Учитывая, что положения статьи 3 и статьи 26 закона в достаточной степени согласованы друг с другом, необходимость указания в лицензии предмета заявки в соответствии с законодательством может быть поставлена под сомнение.
Коды в лицензиях
Федеральная служба по экологической, технологической и атомной надзору в контексте своей государственной функции по разрешению деятельности в области использования атомной энергии попыталась толковать статьи 3 и 26 закона.
Постановление Ростехнадзора от 26 марта 2009 г. N 195 (с изменениями 05.05.2009) «Об исполнении административных регламентов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за исполнением государственной функции по лицензированию деятельности в сфере использования» атомной энергии »содержит таблицы подробных списков коммунальных предприятий и разрешенных видов деятельности, в которых каждой позиции соответствует определенный код.
Указанный документ положил начало практике указания заказчиком кодов в документации процедуры закупки и последующего отказа от участников с несовпадающими кодами без проверки фактического содержания их прав и обязанностей (особой правоспособности) в области использования атомной энергии. Органы Ростехнадзора внесли свой существенный вклад в эту путаницу, допустив также указание кодов в тексте формулировки вида деятельности в лицензиях.
В течение определенного периода времени большинство участников правоотношений, в том числе уполномочивающий орган, полагали, что указанное постановление является обязательным для исполнения. При этом приказ Ростехнадзора от 26.03.2009 N 195 был опубликован в издании «Нормирование в строительстве, ЖКХ», не является нормативным документом и поэтому не подвергался экспертизе и регистрации в Минюста РФ в качестве нормативного акта. Внимательное изучение заголовка приложения n. 2 к настоящему приказу — «Порядок формирования регистрационных номеров лицензий на деятельность в области использования атомной энергии», становится понятным, что речь идет о внутренней делопроизводстве и присвоении номера бланку лицензии, а не обязательство указывать коды в тексте лицензии.
Нормативный документ, который строго определяет форму и содержание лицензий, должен быть разработан с привлечением сообщества экспертов и с учетом опыта неудачной попытки регулирования, описанной выше.
Категория объекта АЭ: ЯУ
код 101 Атомные электростанции (блоки атомных станций).
код 106 Здания и комплексы с промышленными ядерными реакторами.
код 108 Здания и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами.
код 115 Установки, комплексы, установки с ядерными материалами, предназначенные для производства, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов.
Категория объекта АЭ: РИ
код 205 Комплексы, содержащие радиоактивные вещества, расположенные на территории ядерной установки или источника излучения и не предусмотренные в первоначальном проекте ядерной установки или радиоактивного источника.
код 206 Установки, содержащие радиоактивные вещества.
код 207 Приборы, содержащие радиоактивные вещества.
код 208 Оборудование, содержащее радиоактивные вещества.
код 209 Изделия, содержащие радиоактивные вещества.
код 210 Комплексы, содержащие радиоактивные вещества, находящиеся за пределами территории ядерной установки).
Категория объекта АЭ: ПХ
код 301 Стационарные установки и установки, предназначенные для хранения ядерного материала, расположенные на территории ядерной установки и не предусмотренные в первоначальном проекте ядерной установки.
код 302 Стационарные установки и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ, расположенные на территории ядерной установки или источника излучения и не предусмотренные в первоначальном проекте ядерной установки или источника излучения.
код 303 Стационарные установки и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов, содержащих ядерный материал, расположенные на территории ядерной установки или источника излучения и не предусмотренные в первоначальном проекте ядерной установки или источника излучения.
код 304 Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
код 305 Стационарные установки и сооружения, расположенные за пределами территории ядерной установки или источника излучения межрегионального значения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ.
код 306 Стационарные установки и сооружения, расположенные за пределами территории ядерной установки или источника излучения регионального значения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ.
код 307 Стационарные установки и сооружения, расположенные вне территории ядерной установки или источника излучения межрегионального значения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов.
код 308 Стационарные установки и сооружения, расположенные за пределами территории ядерной установки или источника излучения регионального значения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов.
Условия действия лицензии
необходимо отметить еще одну серьезную проблему правоприменительной практики, связанную с неправильным толкованием действующих нормативных актов органами Ростехнадзора.
В пункте 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 280 (в ред. От 24 декабря 2013 г.) «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» сказано, что «лицензирование Условия являются неотъемлемой частью лицензии, содержащей условия, необходимые для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности на указанной установке или в отношении указанной установки, которые лицензиат обязан осуществлять (продавать) и (или) наблюдать в ходе хозяйственной деятельности».
Следуя тексту и значению данного положения, можно однозначно сделать вывод, что условия лицензии должны содержать только условия, необходимые для обеспечения безопасности установки и (или) вида деятельности.
В практике автора существует множество случаев, когда в условия лицензий включаются несколько дополнительных незаконных положений, от указания видов деятельности по закону, отличных от указанных в самой лицензии, до перечисления видов строительных работ и установка, которую лицензиат имеет право выполнить. Это создает препятствия для работы лицензиата на конкурентном рынке и ограничивает его правоспособность. С экономической точки зрения это приводит к снижению или ограничению конкуренции на определенных рынках, а также не позволяет заказчику снизить затраты на приобретение определенных работ или услуг.
Мы считаем целесообразным проводить текущий лицензионный аудит с учетом правильной интерпретации возможного содержания условий лицензии (исключение всех положений, не связанных с безопасностью), или экспертное обсуждение возможности расширения возможного содержания этих условий условия.
Оказание услуг эксплуатирующим организациям
Закон предусматривает, что разрешения (лицензии) на право работы в области использования атомной энергии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги в области использования атомной энергии. В законодательстве действует четкое разделение типов уполномоченных организаций, что полностью оправдано с точки зрения ядерной безопасности и радиационной безопасности. Закон также предусматривает, что эксплуатирующая организация несет полную ответственность за безопасность объекта, на котором применяется действующая лицензия.
На практике мы сталкиваемся с очередным непониманием принципов и положений Закона. По сути, в числе лицензий присутствует такая формулировка: «эксплуатация атомной станции в части оказания услуг эксплуатирующей организации». В этом случае происходит не только смешение различных типов уполномоченных организаций, но и нарушение принципа полной ответственности эксплуатирующей организации.
Такие формулировки вместе с рядом незаконных условий действительности лицензий делают практически невозможным четкое определение предмета заявки и вида деятельности в лицензии организации, которая, как ожидается, будет участвовать в выполнении работа или оказание услуг в области использования атомной энергии.
Для определения ответственности необходимо положить конец практике выдачи лицензий на осуществление объектов применения Закона субъектам, не являющимся фактически управляющими ими. Организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги эксплуатирующим организациям, лицензии должны выдаваться с учетом правильной классификации объекта инженерных коммуникаций по фактическому объекту таких работ или услуг.
Проведенный анализ не претендует на то, чтобы быть полным исследованием проблем регулирования ядерной отрасли, и показывает только те аспекты, которые необходимо учитывать при проведении закупочной деятельности. Эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон для последующей разработки предложений по совершенствованию регулирования и совершенствованию практики регулирования.
Возможное влияние использования ядерной энергии на качество жизнедеятельности
Сознательное влияние искусственного и естественного излучения на отдельные компоненты качества жизни началось, хотя и в небольших масштабах, вскоре после открытия В. К. Рентгеном в 1895 г и А. А. Беккереля естественной радиоактивности в 1896 г рентгеновского излучения. Радиоактивность использовалась в научных исследованиях, повышении уровня знаний и образования человечества, а также в медицинских целях. Еще во время Первой мировой войны Мария Складовская Кюри создала «радиологический аппарат» с рентгеновским аппаратом для обследования раненых. Всего создано более 200 мобильных рентгеновских аппаратов, что положительно сказалось на качестве лечения раненых.
Первоначально использование энергии ядерного деления также началось в научных целях, но вскоре ее основным направлением стало создание ядерного оружия. Какое значение и влияние это оказало на качество жизни? Бесспорно, что эти научные открытия (искусственное излучение — рентгеновские лучи, естественная радиоактивность и ядерное деление), в принципе, стали величайшими открытиями века и колоссальным скачком в научно-техническом развитии человечества, бросившим его новый уровень качества жизни. Однако создание ядерного оружия невиданной разрушительной силы создало беспрецедентные угрозы, так сказать, качеству жизни при его применении.
В то же время создание ядерного оружия в СССР в ответ на реальные планы ядерных бомбардировок крупнейших городов СССР американскими военными, реализовало главную составляющую качества жизни населения СССР — право на жизнь и свободу в независимой стране, закрепленное в Конституции Российской Федерации.
С 1945 года США разработали до 18 планов ядерных атак на СССР и Россию.
Первый экспериментальный план был разработан начальниками штабов США в июне 1945 года, вскоре после окончания Потсдамской конференции. Этот план, получивший название «Пинчер», предполагал нанесение 50 атомных бомб на 20 городов СССР, хотя в 1945 году у США было всего 6 других бомб.
Более реалистичный план No. 2 Бройлер (март 1948 г.) предусматривал применение только 34 ядерных бомб, но уже в 24 городах СССР, что вскоре было оценено как явно недостаточное, поэтому в декабре 1948 г. 3 Sizzle был разработан для использования 133 ядерных бомб в 70 городах, в том числе 8 бомб в Москве и 7 в Ленинграде.
Но самый известный план №6 «Дропшот», разработанный в конце 1949 года под влиянием первых ядерных испытаний в СССР, предусматривал использование 300 ядерных авиабомб в 200 городах СССР.
Кроме того, создание ядерного оружия в СССР и нынешнее обладание им Российской Федерацией постепенно привело к глобальному ядерному паритету, предотвращая крупные мировые конфликты с применением оружия массового уничтожения, и особенно ядерного оружия.
По-видимому, в международных отношениях следует учитывать эту своеобразную психологическую составляющую современного качества жизни, заключающуюся в стремлении ряда стран обладать ядерным оружием как гарантией сохранения и развития своего качества жизни. И это, кажется, возможно только путем «выравнивания» качества жизни разных стран по разным составляющим качества жизни и, прежде всего, по военно-политической составляющей качества жизни и право на независимое национальное развитие.
Вы можете указать как минимум на три других факта о негативном влиянии ядерного оружия на качество жизни:
- колоссальные затраты на разработку, обслуживание и эксплуатацию ядерного оружия, поскольку средства выводятся из процессов улучшения качества жизни, что, кстати, характерно для всех видов вооружений и военных расходов;
- негативное ядерное наследие создания ядерного оружия;
- возникновение радиофобии, причины социально-политической нестабильности, как реакция населения и мирового сообщества, главным образом, на ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и последующие ядерные испытания.
Кратко прокомментируем негативное ядерное наследие создания ядерного оружия: ненадлежащее и экологически опасное накопление и хранение радиоактивных отходов. Во-первых, это, по сути, отсрочка платежа за создание ядерного оружия и требует значительных дополнительных затрат, чтобы привести его в безопасное состояние. Во-вторых, он представляет угрозу для окружающей среды, одного из важнейших компонентов качества жизни. И здесь надо констатировать, что в современной техносфере вряд ли есть технологии и объекты их использования, которые не наносят тот или иной вред окружающей среде и не создают посторонних для природы отходов. Речь идет об их количестве и качестве, их влиянии на качество жизни в системе вред — пособие.
Хотя создание ядерного оружия было, так сказать, первоначальной целью и наиболее амбициозным проектом использования ядерной энергии с точки зрения концентрации средств, усилий и сжатых сроков, на самом деле оно открыло путь для мирного использования ядерной энергии » ядерная энергия в науке, промышленности и приборостроении, энергетике, биологии, медицине и других отраслях, которые положительно влияют на качество жизни.
Во-первых, отметим, что в науке, промышленности и энергетике созданы практически новые или существенно модернизированные существующие направления, которые значительно повысили не только качество жизни, но как бы культуру качества жизни, в том числе за счет изменения научной интенсивности и степень профессионализма трудовой деятельности, повышающая общую культуру работников всех рангов, пробуждающая интерес к работе, способствующая сознательному и ответственному отношению к своим обязанностям. Повышение креативности и удовлетворенности работой, что способствует социальной стабильности компании.
Использование ядерной энергии создало новый вид энергии, который, если он впервые появился в СССР, в настоящее время используется в России меньше, чем в нескольких странах, включая США, Францию, Японию и, скорее всего, вскоре Китай и Индия. Присоединяйся к ним. Известно и уже трудно усомниться в том, что атомная энергия является наиболее экологически приемлемым видом, особенно по сравнению с углем и нефтью, которые, помимо прочего, в процессе нормальной эксплуатации выбрасывают в атмосферу гораздо большее количество вредных веществ вещества, в том числе радиоактивные отходы, и одновременно разрушают кислород в воздухе.
примечательно, что в России, которая является крупнейшим источником природного газа и поставщиком газа в страны Европы, его потребление в 5-7 раз ниже, чем в жаркой Африке и изнуряющей жаре Ближнего Востока, Азии и Центральной и Южной Америки, а то и в 2 раза меньше нашего газа для стран Евросоюза, а территория России газом совершенно недостаточно. И хотя средний уровень газификации регионов России по данным Интернета считается выше 60%, в то время как в городах он достигает 70%, а в сельской местности — 45%, но уже в Кировской области он составляет 30%, в Омск — 22%, Томск и Новосибирск — по 6% и в целом от Приморья до Средней Сибири — от 1% до 9%. Но уровень энергоснабжения — один из важнейших показателей качества жизни.
Похоже, что улучшение качества жизни с точки зрения современного энергоснабжения негазифицированной российской глубинки легче обеспечить за счет атомного тепла и электроэнергии, которые будут обеспечивать не только промышленные и экономические нужды, но также транспорт, телекоммуникации и др информационные связи с «материком». В ряде случаев это, по-видимому, можно сделать с помощью плавучих АЭС или «региональных» АЭС малой мощности. Кстати, не лучше ситуация с электрификацией России, если доктор технических наук, профессор Б.И. 3 территории России останутся без электричества ». Практически то же самое он подтвердил в конце 2011 года, отметив срыв электрификации рынок.
Кстати, одна из возможностей использования атомной энергии — опреснение воды. В СССР был аналогичный опыт в городе Шевченко на полуострове Мангышлак. Сейчас в мире назревает проблема снабжения пресной водой, которую бывший госсекретарь США Генри Киссинджер после поездки в Африку оценил, пожалуй, как главную проблему третьего тысячелетия. Кстати, он также говорил о роли энергии в мировой политике: «Контролируя энергию, вы контролируете государства». И сегодня мы являемся свидетелями острой конкуренции на международном рынке ядерных работ и услуг, и, прежде всего, в области добычи и производства ядерного топлива и строительства атомных электростанций во многих развивающихся странах.
Особое внимание следует уделять повышению качества жизни за счет использования ядерной энергии в биологии и медицине. И здесь мы отстаем, как говорится, от развитых и не очень развитых стран. Хорошая вещь — это наша осведомленность и попытка сократить эту задержку. Ожидается, что использование медицинского оборудования и диагностических инструментов в этой области позволит медицинскому обслуживанию на дому выйти на мировой уровень, что значительно повысит качество медицинской помощи, качество жизни и поможет увеличить ее продолжительность.
Одна из составляющих качества жизни, а также культуры качества жизни — это социальная стабильность общества. К сожалению, в обществе и среди населения выросло довольно негативное отношение к использованию атомной энергии. Как уже упоминалось, исторически он возник после осознания ужаса бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, также под влиянием искаженных идей. Однако подобная «звездная бомбардировка» Дрездена Королевскими ВВС Великобритании и ВВС США 13-15 февраля 1945 года во время Второй мировой войны привела к разрушению около четверти промышленных предприятий города половина оставшихся построек (городская инфраструктура и жилые дома крупного европейского города). По официальным данным, число погибших составило 25 тысяч человек (пропаганда Геббельса увеличила эту цифру до 200 тысяч). Для сравнения: общее число погибших составило от 90 до 166 тысяч в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч в Нагасаки. Большое количество жертв атомной бомбардировки (которую США искали при выборе целей бомбардировки) во многом связано с характером строительства деревянных домов и возникшими пожарами, особенно в Хиросиме, где произошел «огненный смерч» возник».
В основе радиофобии, по всей видимости, лежит преувеличенный страх перед радиацией, в целом это естественная составляющая тех условий, в которых зарождалась и развивалась жизнь на Земле, в том числе человек. И здесь следует услышать больше рекомендаций МКРЗ, в которых говорится, что «к радиации следует относиться с осторожностью, а не со страхом» (МКРЗ, публикация 60, 1991). И конечно необходимо знать диапазоны излучения, в которых должно преобладать то или иное чувство. В настоящее время эти диапазоны снова активно обсуждаются в научных и медицинских кругах.
Можно сослаться на заключение МАГАТЭ о том, что:
«Пороговые значения тяжелых детерминированных эффектов, связанных со смертью или опасностью для жизни, или ведущими к непоправимым травмам, которые снижают качество жизни, как правило, составляют от одной до нескольких доз серого излучения (Гр) большей интенсивности (превышающих в диапазоне от в тысячи или миллионы раз превышающие нормальные уровни дозы облучения в условиях фонового излучения), полученные за короткий период времени. Сохранение доз ниже этих пороговых значений устраняет детерминированные эффекты».
(Меры по обеспечению готовности к ядерной или радиологической аварийной ситуации. Руководство по безопасности № GS-G-2.1. ВЕНА, 2007.)
Еще одна причина радиофобии — преувеличенный страх перед ядерными авариями, хотя статистика аварий и несчастных случаев этого не подтверждает. Но, видимо, здесь играют роль страх неизвестного, малоизвестного и психологический стереотип. Не всегда продуманный ответ на ядерную аварию, способный превратить техногенную аварию в социальную катастрофу, тоже играет роль. Что ж, конкуренция между различными производителями энергии и некомпетентность или выкуп некоторых из организаторов экологических кампаний также имеют значение.
Особенно показательны в этом отношении, например, акции протеста против движения поезда с радиоактивными отходами, во время которых железнодорожные пути повреждены или заблокированы. Как это ни парадоксально, защитники окружающей среды своими действиями пытаются нанести ущерб окружающей среде. Хорошо, что упаковка радиоактивных отходов, также в этом случае и в случае крушения поезда, не повреждена до такой степени, что это вызовет выброс радиоактивных отходов в окружающую среду.
В любом случае уменьшение или устранение радиофобии и неправильного реагирования на радиологический инцидент, включая его освещение в СМИ, и, тем более, его предотвращение, значительно повышает социальную и экологическую стабильность, поскольку они являются наиболее важными компонентами качества жизни.
В качестве заключения
Человечество, сознательно или неосознанно стремясь улучшить качество своей жизни, постепенно создало техногенную цивилизацию, которая все больше отделяется от окружающей среды и часто вступает с ней в конфликтные отношения. Однако показатели качества жизни постепенно улучшаются, например средняя продолжительность жизни, средний валовой доход на душу населения, уровень образования и т.д. Групп людей, отдельных стран и народов. В то же время снизилась «полезная емкость природной среды» в виде запасов полезных ископаемых, плодородных земель, разнообразия и количества лесов, флоры и фауны, а также способности природы справляться с отходами техногенной цивилизации и компенсировать вмешательство человека в природные процессы возрастающей негативной нагрузкой на окружающую среду и увеличением загрязнения из-за расточительства человеческой деятельности и техносферы. Человечество постепенно начало понимать пагубность такого курса и выдвигать различные гипотезы о надвигающихся событиях, таких как новый ледниковый период, смена полюсов Земли, апокалипсис и рецепты их избежания, такие как золотой миллиард населения мира..с резкой убылью населения слаборазвитых стран.
Тем не менее, сегодня было бы лучше не паниковать, а понять механизмы положительного воздействия техносферы на качество жизни, согласующиеся с естественными процессами и позволяющие более вдумчиво повышать и даже качество жизни, управляя развитием или замедление отдельных участков техносферы и смягчение негативных последствий их воздействия на природу. А для этого необходимо провести тщательный, научно обоснованный и объективный сравнительный анализ влияния различных видов деятельности на разные показатели качества жизни.
Представляется необходимым конкурировать и планировать дальнейшее развитие не с точки зрения количества добытой нефти, жидкой стали, кубометров вырубленной и проданной древесины или проданного газа, ни с точки зрения количества миллиардеров, а с точки зрения важных показателей качество жизни, такое как продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения, уровень науки и культуры, социальная стабильность и удовлетворенность качеством жизни, чистота воздуха и водной среды и т д. Человечеству необходима качественная культура жизни в гармонично развитой техногенной цивилизации.
- https://FB.ru/article/198185/primenenie-yadernoy-energii-problemyi-i-perspektivyi
- https://base.garant.ru/10105506/
- https://www.atomic-energy.ru/articles/2015/02/05/54675
- https://pravovoystatus.ru/vidy-kategorii-kody-oiae-obektov-ispolzovaniya-atomnoi-energii
- https://www.atomic-energy.ru/articles/2013/04/03/40920