- Когда и как было открыто электричество
- История развития электроэнергетики России
- Электрическая дуга Петрова
- Лампа накаливания Лодыгина
- Свеча Яблочкова
- Станции и трамваи
- История тепловой энергетики
- «Электропередача»
- Первые ГЭС
- ГОЭЛРО
- До Великой Отечественной войны
- Энергетика и война
- После Великой Отечественной войны
- Строительство АЭС в РФ
- Дальнейшее развитие
- Современность
- Новые объекты
- Альтернативная энергетика
- Перспективы отрасли
- Роль России в мировом развитии и строительстве электростанций
Когда и как было открыто электричество
История открытия электричества очень долгая. Само слово было изобретено греческим ученым Фалесом. Он стал производным от понятия «электрон», что переводится как «янтарь». Этот термин появился еще до нашей эры, благодаря Фалесу, который заметил свойство янтаря после его протирания притягивать световые объекты.
произошло это за семь веков до нашей эры. Фалес провел множество экспериментов, изучая увиденное.
Это были первые в мире эксперименты с наполнителями. Это был конец его выступления. Более того, он не мог продвигаться вперед, но именно этот ученый считается основоположником теории электричества, его первооткрывателем, хотя как наука это явление не получило развития. Его наблюдения были надолго забыты, не вызвав интереса ученых.
История развития электроэнергетики России
Существует ложное мнение о появлении электричества в стране только после прихода большевиков, подписанных указом Ленина «Об электрификации». Но первые электростанции в России были построены задолго до возникновения СССР. В 1879 году, во время правления императора Александра II (деда Николая II), в северной столице была построена электростанция. Это была небольшая установка, предназначенная для освещения Литейного моста, проект выполнялся под руководством инженера П. Яблочкова. Некоторое время спустя аналогичная электростанция строилась в Москве, освещая переход Лубянки. Спустя 5 лет такие станции были расположены во многих крупных городах Российской Империи, работали на твердом топливе и могли производить электроэнергию для освещения.
Электрическая дуга Петрова
История возникновения электричества сложилась бы иначе, если бы не экспериментатор и прилежный физик-самоучка Василий Петров (1761-1834). Этот ученый, движимый малопонятным любопытством, провел множество экспериментов. Его ключевым успехом стало открытие электрической дуги в 1802 году.
Петров показал, что его можно использовать в практических целях, включая сварку металлов, плавку и освещение. Тогда же экспериментатор создал большую гальваническую батарею. История развития электроэнергетики во многом обязана Василию Петрову.
Лампа накаливания Лодыгина
Первые отечественные опыты, связанные с городским электрическим освещением, были проведены Александром Лодыгиным в Санкт-Петербурге в 1873 году. Именно он изобрел лампу накаливания. Однако попытка внедрить новинку в массовую эксплуатацию оказалась неудачной: она не смогла занять нишу от повсеместных газовых фонарей. Патент на вольфрамовую нить накаливания был продан иностранной компании General Electric.
Однако российские энтузиасты энтузиазма не утратили. Незадолго до Первой мировой войны Общество электрического освещения получило право производить лампы накаливания. Грандиозные планы не осуществились из-за кровопролития, экономического коллапса и всеобщей разрухи. В 1917 году лампы накаливания были только в богатых домах, успешных магазинах и т.д. В целом даже в двух столицах такое освещение освещало лишь треть зданий. Электричество в народе считалось невероятной роскошью, и каждое новое освещенное окно привлекало внимание тысяч горожан.
К сожалению, партнерство не смогло добиться успеха в распространении ламп накаливания, поскольку столкнулось с противодействием со стороны местных компаний, которые уже имели монополию на освещение улиц Санкт-Петербурга газовыми и масляными фонарями со стороны муниципалитета. Кроме того, лампы накаливания из-за использования угольных стержней имели небольшой срок службы и низкую яркость.
Несмотря на трудности, товариществу впервые удалось организовать освещение с помощью электричества. Мост Александра II (Литейный) 1879 года постройки через Неву в контракт не входил. Именно на нем впервые в стране было организовано электрическое освещение. С этого момента начинается история электрификации России.
Благодаря успешному внедрению электрического освещения в 1880 году учеными Яблочковым, Лодыгиным и Чиколевым в составе Русского технического общества был организован специальный электротехнический отдел. Его главной задачей было популяризация электроснабжения в стране.
Усилиями Русского технического общества были организованы работы по установке электрических осветительных приборов на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. В том же 1880 году было произведено электрическое освещение мастерских Днепропетровского пароходства в Киеве.
Из-за того, что лампы накаливания Лодыгина давали мало света, для освещения улиц использовали свечи Яблочкова. Источником света в таких лампах была электрическая дуга.
Свеча Яблочкова
Еще один русский изобретатель, внесший вклад в развитие энергетики, — Павел Яблочков (1847–1894). В 1875 году он создал угольную дуговую лампу. Он получил название «Подсвечник Яблочкова». Впервые изобретение было продемонстрировано широкой публике на Всемирной выставке в Париже. Так была написана история происхождения света. Приближалось электричество в том смысле, в котором мы все привыкли его понимать.
Свеча состояла из двух параллельных угольных электродов, между которыми находился диэлектрик — гипс или каолин. Сверху свечи была тонкая проволока, которая горела при зажигании свечи. В результате возникла дуга, постепенно сжигающая угольные электроды и изоляцию.
Свеча продержалась около 1,5 часов непрерывной работы. В случае отключения источника питания он отключался. Чтобы лампа заработала, ее пришлось заменить. Этот недостаток впоследствии был устранен введением металлического порошка в изоляционный материал. Добавив в изолятор солей металлов, Яблочков добился другого цвета арки.
В Санкт-Петербурге дуговые лампы использовали для освещения Большого театра и Михайловских конюшен. Их начали использовать для замены уличных фонарей, работавших на газе и масле. Дальнейшие работы по совершенствованию ламп накаливания были остановлены. Впоследствии патент на более совершенную лампу накаливания с вольфрамовой нитью был продан Лодыгиным американской компании General Electric в 1906 году.
В Москве электрическими лампами осветили площадь перед Храмом Христа Спасителя. Для этого и для освещения улиц Москвы установлено 100 электроосветительных приборов.
Дуговые лампы и лампы накаливания в основном использовались в промышленных зданиях, мастерских, магазинах и общественных местах. Электроосвещение жилых домов не было обычным явлением из-за высокой стоимости и отсутствия поблизости электростанций.
Лампа Яблочкова, несмотря на революционный характер идеи, имела несколько роковых недостатков. После отключения от источника он погас и перезапустить свечу уже не было возможности. Однако история происхождения электричества по праву оставила имя Павла Яблочкова в его летописях.
Станции и трамваи
Меньшие станции также появились в царскую эпоху. История электроэнергетики в России во многом обязана немецкому промышленнику Вернеру фон Сименсу.
Сименс работал над организацией праздничного освещения Московского Кремля и колокольни Ивана Великого 15 мая 1883 года по случаю коронации Александра III. Для обеспечения электричеством на Софийской набережной построили электростанцию.
В 1883 году было проведено электрическое освещение Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Спустя некоторое время Зимний дворец был электрифицирован. Энергия, необходимая для работы осветительных приборов, вырабатывалась специальной электростанцией. Он имел мощность 35 кВт и располагался на барже, пришвартованном у набережной реки Мойки.
Братья Сименс основали Общество электрического освещения в 1886 году. Компания планировала организовать электрификацию улиц, промышленных предприятий, магазинов и жилых домов. Так работало до Октябрьской революции. Из ее недр вышли будущие организаторы ГОЭРЛО — Кржижановский, Красин, Угримов, Классон и многие другие.
Электричество начинает прочно входить в жизнь обычных людей. Первая «Георгиевская» электростанция была введена в эксплуатацию в Москве в 1888 году. Она имела небольшую по современным меркам мощность 10 кВт и обеспечивала электроэнергией здания, расположенные в центре, на расстоянии полутора метров.
История электричества не ограничилась рождением электростанций. Первый трамвай Российской Империи появился в 1892 году в Киеве. В Санкт-Петербурге этот новый вид общественного транспорта был впервые изобретен в 1907 году инженером-энергетиком Генрихом Графтио. Инвесторами проекта выступили немцы. Когда началась война с Германией, они вывели столицу из России, и проект был на время заморожен.
История тепловой энергетики
Первая тепловая электростанция была построена немецким инженером Зигмундом Шукертом в Баварии в 1878 году. С его помощью был освещен грот в саду замка Линдерхоф. В 1882 г пущена в строй электростанция в Лондоне, использовавшаяся для электрического освещения, и в Нью-Йорке (500 кВт). Они использовали поршневые паровые машины.
Изобретение паровой турбины позволило построить более крупные и эффективные установки, а с 1905 года начали строить тепловые электростанции только с турбинами.
В России первая теплоэлектростанция общего назначения мощностью 35 кВт была построена в 1883 году в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что электричеством будет подведено освещение Невского проспекта. Московская ТЭЦ-1 (городская электростанция) появилась в 1897 году. Ее мощность составляла 3,7 МВт.
«Электропередача»
Несмотря на быстрые темпы электрификации в Российской империи, проблемой повсеместного распределения электроэнергии было отсутствие единой централизованной энергосистемы и государственной поддержки. Чтобы обеспечить электричеством, многие города и крупные компании купили и установили собственные генераторы, работающие на постоянном токе. Не было энергосистем, включающих крупные электростанции, которые снабжали электроэнергией целые регионы.
Сотрудники Общества электрического освещения прекрасно это понимали и пытались решить проблему путем создания мощных электростанций. Первой крупной электростанцией в России, способной поставлять электроэнергию в регион, была ТЭС Электропередачи, построенная в 1914 году. Ее мощность составляла 9000 кВт.
Отличительной особенностью силовой установки было отсутствие необходимости подачи топлива для ее работы. Электростанция работала на дешевом местном топливе — торфе и была построена на месте крупных торфяных залежей. В настоящее время она действует и называется ГРЭС-3.
Идея создания такой электростанции принадлежит Роберту Эдуардовичу Классону и другим сотрудникам Общества электрического освещения: Радченко, Кржижановскому, Винтер.
Станция построена на значительном удалении от Москвы — 75 км. Для передачи электроэнергии от него потребителям понадобилась воздушная линия электропередачи. Таких линий в России раньше никто не строил, и инженеры столкнулись с трудностями. Причем проблема заключалась не в нехватке материалов, необходимых для его строительства.
Основная сложность заключалась в том, что будущей авиакомпании приходилось проходить через болотистые или лесные угодья, владельцами которых были частные лица — дворяне и помещики. Сотрудникам Общества электрического освещения пришлось немало потрудиться, чтобы получить разрешение.
В то время новые электростанции строились в других городах Российской империи, и строительство гидроэлектростанций, использующих энергию воды, шло особенно быстрыми темпами. В 1917 году общая мощность гидроэлектростанций (ГЭС) составляла 19 МВт, а самая крупная Гиндукушская гидроэлектростанция — 1350 кВт.
До 1914 года рост электрификации в России был одним из самых высоких в мире.
С началом Первой мировой войны темпы ввода новых электростанций и линий электропередач замедлились почти вдвое.
Первые ГЭС
Отечественная история электричества в царские времена также ознаменовалась появлением первых малых гидроэлектростанций. Первый появился на Зыряновском руднике в Горном Алтае. Большая слава пришлась на петербургский вокзал на реке Большая Охта. Одним из его строителей был сам Роберт Классон. Кисловодская ГЭС «Белый Уголь» послужила источником энергии для 400 уличных фонарей, трамвайных линий и насосов минеральной воды.
К 1913 году на разных реках России насчитывалось уже тысячи малых гидроэлектростанций. По оценкам экспертов, их общая мощность составила 19 мегаватт. Самой крупной гидроэлектростанцией была станция Гиндукуш в Туркестане (работает до сих пор). При этом накануне Первой мировой войны наметилась заметная тенденция: в центральных провинциях упор делался на строительство курортов, а в далекой провинции — на силу воды. История создания электричества для российских городов началась с крупных инвестиций иностранцев. Даже оборудование для станций было почти полностью иностранным. Например, турбины покупали везде, от Австро-Венгрии до США.
В период 1900-1914 годов уровень электрификации России был одним из самых высоких в мире. В то же время была очевидная предвзятость. Электроэнергия в основном поставлялась для промышленности, но спрос на бытовую технику оставался довольно низким. Ключевой проблемой по-прежнему оставалось отсутствие централизованного плана модернизации страны. Движение вперед осуществляли частные компании, в основном иностранные. Немцы и бельгийцы в основном финансировали проекты в двух столицах и старались не рисковать своими средствами в далекой российской провинции.
ГОЭЛРО
Пришедшие к власти после Октябрьской революции в 1920 году большевики приняли план электрификации страны. Его развитие началось во время гражданской войны. Глеб Кржижановский был назначен главой компетентной комиссии (ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России), которая уже имела опыт работы с различными энергетическими проектами. Например, он помог Роберту Классону с торфяной станцией в Подмосковье. Всего в комиссию, создавшую план, входило около двухсот инженеров и ученых.
Хотя проект был предназначен для развития энергетики, он затронул и всю советскую экономику. В качестве сопутствующей электрификации предприятия появился Сталинградский тракторный завод. В Кузнецком угольном бассейне возник новый промышленный район, где началась разработка огромных ресурсных месторождений.
По плану ГОЭЛРО должно было быть построено 30 электростанций регионального значения (10 ГЭС и 20 ТЭЦ). Многие из этих предприятий все еще активны. Среди них Нижегородская, Каширская, Челябинская и Шатурская ТЭЦ, а также Волховская, Нижегородская и Днепровская ГЭС. Реализация плана привела к появлению нового экономического районирования страны. Историю света и электричества можно связать только с развитием транспортной системы. Благодаря ГОЭЛРО появились новые железные и автомобильные дороги, Волго-Донской канал. Именно благодаря этому плану началась индустриализация страны, и история электроэнергетики в России перевернула еще одну важную страницу. Задачи, поставленные ГОЭЛРО, были достигнуты в 1931 году.
До Великой Отечественной войны
Благодаря успешной реализации плана ГОЭЛРО и последующих пятилеток развития народного хозяйства общая мощность установленных в 1940 году станций составила 11,2 млн. КВтч, а выработка электроэнергии — 48,3 млрд. КВтч. Действовало 20 электростанций мощностью более 100 тыс. КВтч.
Кроме того, введены в эксплуатацию 2 электростанции мощностью 350 000 кВтч каждая. Общая протяженность линий электропередачи составила более 23 000 км. Энергетические системы страны развивались и объединились. В 1942 году для организации работы энергосистем Свердловской, Пермской и Челябинской областей было создано первое ОДУ — Единое диспетчерское управление Урала.
Начало Великой Отечественной войны и последовавшая за ней оккупация противником большой территории Советского Союза, на которой располагались крупные производственные предприятия, негативно отразились на выработке электроэнергии. Общий объем произведенной электроэнергии в 1942 г составил 29,1 млрд. КВтч.
Руководство Советского Союза понимало стратегическое значение энергоснабжения. Инженеры-энергетики работали с риском для жизни и восстановили электроснабжение. Один из многих примеров такой самоотверженности — восстановление электроснабжения в блокадном Ленинграде.
В блокадном Ленинграде советским энергетикам удалось проложить подводный кабель 10 кВ по дну Ладожского озера длиной 22 км. Подводная кабельная линия была проложена за 48 суток. Кабельная линия также проходила через болота и леса от Волховской ГЭС. Длина этого участка составила 130 км.
«Линия жизни» действовала с 23 сентября 1942 года по 15 мая 1944 года. За это время было передано более 25 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Это позволило запустить производство на промышленных предприятиях, восстановить движение трамваев и подать электроэнергию в жилые дома.
После освобождения оккупированных фашистами территорий на них в первую очередь были восстановлены электростанции. Крупные города Советского Союза получали электроэнергию от мобильных электростанций, установленных на специальных силовых поездах.
Такие электропоезда начали работать в 1943 году. Первая мобильная электростанция обеспечивала электричеством Сталинград, а позже они работали и в других освобожденных советских городах. Это позволило обеспечить к 1945 г производство электроэнергии на сумму 43,3 млрд. КВтч, что сопоставимо с довоенными данными.
Энергетика и война
Накануне Великой Отечественной войны суммарная мощность электроэнергетики СССР составляла около 11 миллионов киловатт. Вторжение в Германию и разрушение большей части инфраструктуры значительно снизили эти показатели. На фоне этой катастрофы Госкомобороны поставило строительство энергогенерирующих предприятий в оборонный заказ.
С освобождением оккупированных немцами территорий начался процесс восстановления разрушенных или поврежденных электростанций. Наиболее важными из них были Свирская, Днепровская, Баксанская и Кегумская ГЭС, а также Шахтинская, Криворожская, Штеревская, Сталиногорская, Зуевская и Дубровская ГЭС. Электроснабжение покинутых немцами городов первоначально осуществлялось за счет электропоездов. Первая мобильная станция такого типа прибыла в Сталинград. В 1945 году отечественной электроэнергетике удалось выйти на довоенный уровень производства. Даже краткая история электричества показывает, что путь модернизации страны был тернистым и извилистым.
После Великой Отечественной войны
Развитие электроэнергетики в Советском Союзе после Победы шло по пути строительства крупных гидроэлектростанций и тепловых электростанций с последующей централизацией. Это позволило нам значительно усугубить проблему. По сравнению с довоенным периодом производство электроэнергии увеличилось в 6 раз и составило 300 млрд кВтч.
В 1967 году они завершили создание единой энергосистемы, охватившей европейскую часть Советского Союза и объединившей 600 электростанций. Благодаря накопленному опыту построены кольцевые сети азиатских регионов и Восточной Сибири с последующим подключением к единой энергосистеме СССР.
В 1985 году объем произведенной электроэнергии составил 1544 кВтч, а общая мощность станций — 315 миллионов кВтч. Это был новый этап в развитии национальной энергетики. Строительство электростанций началось в Сибири и Средней Азии.
В 1961 году был введен в эксплуатацию первый генератор Братской ГЭС на реке, а в 1967 году — первый гидроагрегат Красноярской ГЭС на Енисее. Зейская ГЭС запущена на Дальнем Востоке. В 1990 году общая мощность всех советских гидроэлектростанций составляла 65 миллионов киловатт, а количество произведенной электроэнергии — 233 миллиарда киловатт-часов.
В период 1971-1975 годов интенсивно развиваются электрические сети на 750 кВ, связывающие другие государства: линии «СССР-Польша», «СССР-Румыния-Болгария».
В 80-х годах прошлого века в Советском Союзе началось активное развитие атомной энергетики. В то время наблюдался значительный рост объемов выработки электроэнергии на атомных электростанциях (АЭС). Например, если доля производства электроэнергии на атомных станциях в 1980 г составляла 5,6% от общего объема в Советском Союзе, то в 1985 г ее объем достиг 10,8%.
Строительство АЭС в РФ
Сегодня самый дешевый и доступный вид электроэнергии — это атомная энергия. Использование ядерной цепной реакции позволяет генерировать колоссальные количества тепловой энергии, которая преобразуется в электричество. Достоверно известно, когда на территории современной России появилась первая атомная электростанция. В 1954 году советские ученые под руководством академика Курчатова реализовали проект по созданию «мирного атома»; Строительство Обнинской АЭС прошло в рекордно короткие сроки.
Мощность первого реактора была незначительной, всего 5 МВт, для сравнения, самая мощная из современных электростанций, Кашивазаки-Карива, вырабатывает 8,122 МВт.
На территории России осуществляется полный цикл от добычи и переработки урана до строительства и последующего управления атомной электростанцией и захоронения производственных отходов.
Дальнейшее развитие
После начала мира в СССР продолжалось строительство крупнейших в мире тепловых и гидроэлектростанций. Энергетическая программа реализовывалась по принципу дальнейшей централизации всего сектора. К 1960 году производство электроэнергии увеличилось в 6 раз по сравнению с 1940 годом. В 1967 году завершился процесс создания единой энергосистемы, объединившей всю европейскую часть страны. В эту сеть вошли 600 электростанций. Их общая мощность составила 65 миллионов киловатт.
В дальнейшем упор в развитии инфраструктуры был сделан на азиатский и дальневосточный регионы. Отчасти это связано с тем, что здесь было сосредоточено около 4/5 всех гидроресурсов СССР. Построенная на Ангаре Братская ГЭС стала «электрическим» символом 1960-х годов. Затем последовал аналогичный Красноярский вокзал на Енисее.
На Дальнем Востоке также развита гидроэнергетика. В 1978 году дома советских граждан начали получать электроэнергию, которую вырабатывала Зейская ГЭС. Высота его плотины составляет 123 метра, а вырабатываемая мощность — 1330 мегаватт. Саяно-Шушенская ГЭС считалась в Советском Союзе настоящим инженерным чудом. Проект реализовывался в непростом климате Сибири и в удаленности крупных городов с необходимой промышленностью. Многие детали (например, гидротурбины) прибыли на верфь через Северный Ледовитый океан, совершив путь в 10 000 километров.
В начале 1980-х годов энергетический и энергетический баланс советской экономики существенно изменился. Атомные электростанции играют все более важную роль. В 1980 г их доля в производстве энергии составляла 5%, а в 1985 г. — уже 10%. Обнинская АЭС была локомотивом промышленности. В этот период началось ускоренное серийное строительство АЭС, но экономический кризис и чернобыльская катастрофа замедлили этот процесс.
Современность
После распада СССР инвестиции в электроэнергетику сократились. Строящиеся, но еще не достроенные станции, массово законсервированы. В 1992 году единая электрическая сеть была присоединена к РАО ЕЭС России. Это не помогло избежать системного кризиса в сложной экономике.
Второе дыхание электроэнергетики наступило в 21 веке. Возобновились многие советские стройки. Например, в 2009 году было завершено строительство Бурейской ГЭС, начатое в 1978 году. Строятся также атомные станции: Балтийская, Белоярская, Ленинградская, Ростовская.
Новые объекты
После 2000 года в ряде советских электроэнергетических проектов произошла вторая очередь. В первую очередь это касалось гидроэнергетики. В 2003 году Загорская ГАЭС мощностью 1200 МВт вышла на полную мощность на реке Куня в Московской области. В 2009 году завершено строительство Бурейской ГЭС мощностью 2010 МВт на реке Бурея в Амурской области. Кстати, первый камень в его фундамент был заложен в 1978 году. От станций, строительство которых началось в постсоветский период, ток давали Аушигерская ГЭС (мощность 60 МВт), Кашхатауская ГЭС (65 МВт).), Юмагузинская ГЭС (45 МВт), Толмачевский водопад (45 МВт), Гельбахская ГЭС (44 МВт).
Среди крупнейших современных гидроэлектростанций можно отметить Загорскую ГАЭС-2 мощностью 840 МВт. ОАО «РусГидро» разработало программу строительства 384 станций общей мощностью 2,1 ГВт. Строятся атомные электростанции. Это Балтийская АЭС, Белоярская АЭС-2, Ленинградская АЭС, Нижегородская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС и Центральная АЭС.
Альтернативная энергетика
В настоящее время генерация на основе альтернативных источников энергии вызывает значительный интерес в мировой электроэнергетике. В нашей стране мы тоже работаем в этом направлении. Так, летом 2013 года в поселке Яйлю Турочакского района Республики Алтай началась эксплуатация автономной солнечно-дизельной электростанции мощностью 100 кВт. Днем электричество обеспечивают фотоэлектрические батареи, ночью — аккумулятор и дизель-электрогенератор. Этот проект интересен своей автономностью, опыт реализации которой позволит надежно электрифицировать удаленные населенные пункты.
Самой крупной солнечной электростанцией в России считается «Каспийская», проектная мощность которой оценивается в 5 МВт. Помимо солнечной энергии используется и ветровая энергия, в частности Куликовская (Зеленоградская) ВЭС, построенная в Калининградской области, мощностью 1 МВт и состоит из 21 ветрогенератора.
Перспективы отрасли
Спрос на электроэнергию растет с каждым годом, соответственно, с увеличением потребления объем производства электроэнергии должен пропорционально увеличиваться. С этой целью строятся новые электростанции и модернизируются существующие электростанции.
Помимо существующих станций, начинают появляться новые экологически чистые проекты, обеспечивающие население необходимой энергией. Солнечные и ветряные электростанции обладают большим потенциалом, как и использование энергии приливов и отливов. Ежегодно в мире появляются новые изобретения, дающие новые источники электроэнергии, которые, соответственно, способствуют дальнейшему развитию прогресса.
Роль России в мировом развитии и строительстве электростанций
Страна стояла у истоков развития этой отрасли, часто на несколько лет опережая своих ближайших конкурентов в этом направлении, а именно США. Итак, первая зарубежная АЭС появилась только в 1958 году, то есть через 4 года после успешной реализации проекта советскими учеными и инженерами.
Сегодня Россия является одним из основных производителей электроэнергии в мире, а также успешно реализует проекты строительства ядерных реакторов во многих странах мира. Целесообразность строительства такой станции актуальна только при наличии большого производственного потенциала, реализация проекта требует значительных затрат, амортизация иногда составляет несколько десятков лет с учетом бесперебойной работы. Для тепловых электростанций требуются постоянные источники топлива, а для гидроэлектростанций — большой поток.
- https://srub-brusa.ru/sovety-i-teoriya/kogda-poyavilos-elektrichestvo-v-rossii.html
- https://MadEnergy.ru/stati/pervaya-ehlektrostanciya-aehs-v-rossii-byla-postroena-zadolgo-do-vozniknoveniya-sssr.html
- https://FB.ru/article/270616/istoriya-elektrichestva-v-rossii-poyavlenie-i-razvitie
- https://energoseti.ru/articles/teploenergetika-rossii
- https://LampaExpert.ru/elektrika/kogda-poyavilos-elektrichestvo-v-rossii
- https://svpressa.ru/energy/